Статьи

Школа естественной грации / Статьи / Семейная йога, или 5 правил эффективного взаимодействия (Семейная психотерапия и Йога)

Семейная йога, или 5 правил эффективного взаимодействия (Семейная психотерапия и Йога)

 

Долой стереотипы!
 
Несмотря на популярность йоги сегодня, мало кто связывает ее не только с индийской «гимнастикой», но и с методом самопознания. В нашем обществе еще жив миф о том, что йог – это чудаковатый субтильный старичок, способный ходить по битому стеклу, глотать огонь и скручиваться в бараний рог.
 
Однако известный российский мыслитель Г. Гурджиев обозвал подобную погоню за чудесами Путем факира и счел полезной исключительно для развития непреклонной воли.  Бесспорно, наличие этого качества приветствуется в йоге, но при условии, что оно служит главной ее цели – единению тела, ума и души, а не демонстрации сверхспособностей. Важно и то, что единение это достигается поступательно, переходя от одной ступени Знания к другой.
 
Всего таких ступеней, согласно Патанджали, автору знаменитого трактата «Йога-сутры», восемь. И на самой первой из них изучается отнюдь не искусство гибкости тела, а основы правильного поведения: самоконтроль и самоограничение (на языке йоги – Яма). «Это мост между вами и другими, - говорил индийский мистик Ошо. – Яма нужна для того, чтобы создать благоприятное окружение. Если вы враждебно настроены по отношению к людям, все время с ними боретесь, ненавидите, злитесь, то вы просто не можете двигаться внутрь».
 
Данное изречение развенчивает еще один миф – о том, что быть йогом – это значит отречься от всего, уйти в лес и, уединившись под деревом, бесконечно долго медитировать. Всемирно известный знаток священных писаний Индии Свами Чинмайананда говорил, что человеку устойчивой мудрости «нет нужды покидать общество. Его можно увидеть на базаре, в центре города – в самой гуще этого мира – мира тревог и постоянного соперничества».
 
Дело в том, что только среди людей и возможен духовный рост, так как человеческое общение, словно лакмусовая бумажка, отображает нашу истинную суть, наличие или отсутствие в нас осознанности и степень нашего невежества.
 
Стены вместо мостов
 
Доброжелательное и гладкое взаимодействие друг с другом – это целая наука, особенно, если речь идет о семейной жизни. Высоко почитаемый среди йогов Парамаханса Йогананда писал об этом так: «Самое большое поле победы – ваш собственный дом. Если вы ангел у себя дома, вы можете быть ангелом всюду».
 
Действительно, сохранять стабильные взаимоуважительные отношения с близкими родственниками гораздо сложнее, чем с коллегами по работе, знакомыми и даже друзьями. А все потому, что именно дома мы позволяем себе подлинное самопроявление и можем быть настоящими, со своими странностями, особым мнением и эмоциональными вспышками, которые зачастую приводят к конфликтам. В итоге между членами семьи выстраивается стена непонимания, и чем больше лет разделяет одно поколение от другого, тем она выше и прочнее.
 
Сломать эту стену посредством беспрестанного напоминания себе о важности кровного родства, о возрасте близких людей и влиянии, которое он оказывает на их характер, получается не всегда и не у всех. Молодые, как правило, считают родителей и старших членов семьи отсталыми от жизни, а те, в свою очередь, осуждают современные нравы и тоскуют о прошлом. 
 
Но так ли на самом деле важен исторический контекст и действительно ли время может столь нещадно разделять близких людей?
 
Классическая литература говорит, что да, и мы со школьных лет привыкли воспринимать это как должное. Однако существует и другой подход, на практике доказывающий обратное, но для того чтобы убедиться в этом, нужно проделать серьезную работу над собой, стать археологом своей души  и вооружиться инструментом, который предлагает йога.
 
Им являются этические предписания, или ямы, призванные регулировать наше поведение в повседневности. И это не просто «заповеди», которых стоит придерживаться, это повод для размышления, это отправная точка на пути к прозрению и более осмысленному существованию.
 
Таких этических предписаний в практике йоги пять, и первая из них – Ахимса – непричинение вреда или, выражаясь языком современности, отсутствие негативности мышления. Ахимса напрямую связана с неосуждением, которое,  в свою очередь, является основой всеобъемлющего принятия.
 
Гуру в каждом из нас
 
У 27-летней Ольги с детства были натянутые отношения с родителями ее отца, особенно с бабушкой, которая всегда волновалась о материальном благополучии внучки, тогда как ту интересовали вещи более возвышенные, а бесконечные расспросы о размерах дохода от творческой деятельности вызывали раздражение и чувство враждебности по отношению к столь близкой родственнице.

 Ольгу это удручало: и ругаться с пожилым человеком нет желания, и терпению приходит конец. Тогда девушка вспомнила известное изречение Аристотеля «Хочешь изменить мир – начни с себя» и погрузилась в самоисследование, в чем ей очень помогли йогические методы.
 
«Практика Ахимсы помогла мне осознать, что бабушка не хорошая и не плохая, она такая, какая есть, а мое раздражение вызвано собственной ментальной установкой, что духовное превыше материального, и враг тот, кто думает иначе. Обнаружив в себе это заблуждение, я стала испытывать к бабушке чувство благодарности, ведь она поспособствовала тому, что я соединила в своем сознании небо и землю и скорректировала свое отношение к деньгам и различным вопросам быта. Общение с бабушкой перестало быть проблемой, и я видела все больше мудрости в ее словах и действиях. Так во мне зародилось подлинное чувство уважения к ней».
 
На примере Ольги, которая смогла признаться себе в невежестве и отказаться от прежнего убеждения, видна реализация не только Ахимсы, но также Сатьи, означающей правдивость, и Апариграхи – нестяжательства.
 
Сатья заставляет человека все время задаваться вопросом: правду ли я говорю? Или это всего лишь мнение, основанное на предрассудках и единичном опыте? Апариграха же учит не привязываться как к материальным вещам, так и к идеям, отношениям, за которые мы обычно цепляемся. Смысл ее в том, чтобы научиться с легкостью отпускать то, что дорого или глубоко волнует нас.
 
23-летняя Наталья выросла в неблагополучной семье, где родителей сложно было уважать, так как они часто выпивали и ссорились. Казалось, после двух лет отдельного от них проживания воспоминания о семейных скандалах стерлись из памяти: у Натальи появилась интересная работа и заботливый муж, а в скором времени она должна была стать матерью. И именно в период беременности ее стали мучить воспоминания из детства, и чаще всего во время сна.
 
Йога объясняет это тем, что у женщины в положении вся энергия центрируется в нижних чакрах, которые отвечают за продолжение рода и связь с нашими корнями. Но там же живет и наше Эго, способное быть уязвленным и злопамятным.
 
«Мое подсознание сигнализировало, что я подавила в своей душе травмирующее прошлое, а не отпустила его, как представлялось. Для меня до сих пор имели огромное значение нелады с отцом, который мной не занимался, и с мамой, на которую я была очень обижена. Все это необходимо было проработать и отпустить, поэтому я стала усиленно заниматься йогой, и она открыла мне важную закономерность: прежде чем давать жизнь новому существу, нужно наладить отношения с людьми, давшими ее нам самим».
 
Йога постулирует, что ничего не происходит случайно, а приходит для того, чтобы мы получили духовный опыт и стали мудрее. Именно поэтому дети сами выбирают себе родителей, а родители – детей. В связи с этим Наталья стала иначе оценивать свою семейную ситуацию, ведь именно благодаря поведению родителей она научилась быть сильной, выбрала в супруги непьющего мужчину и создала семью, где царит мир и гармония.
 
Старый что малый
 
Таким образом, умение видеть в каждом человеке Учителя делает очевидным тот факт, что уважения заслуживает всякий живущий на этой земле, и что людей на самом деле разделяют не возрастные или какие-либо иные категории, а ошибки Ума, недостаток духовной бдительности и душевной открытости. Практикующий йогу обретает глубокое видение, раскрывает суть вещей и приближается к святая святых – состраданию и безусловной любви.
 
50-летняя Валентина всю свою жизнь боролась с матерью, которая обладала ворчливым нравом и непоколебимой уверенностью в своей правоте при любых обстоятельствах. С возрастом эти качества стали еще более выпуклыми, и общение с матерью оказалось самой настоящей пыткой.
 
Валентина удивлялась, как сиделке удается ладить с такой вспыльчивой и капризной подопечной, и при случае спросила об этом у молодой девушки, которая проводила с ее матерью дни напролет, помогая во всех вопросах быта и оказывая психологическую поддержку.
 
Как выяснилось, эффективное взаимодействие в данной ситуации достигалось засчет тактики поведения сиделки, четко следующей этическим предписаниям йоги, в том числе Брахмачарье, что часто описывают как обычный целибат, но данная яма подразумевает под собой контроль над любой энергией, не только сексуальной. Брахмачарья учит не растрачивать себя понапрасну, поддаваясь эмоциям и сиюминутным реакциям. Все, что производит смуту в сознании, должно мгновенно трансформироваться в нечто позитивное.
 
Девушка поведала Валентине, что во время общения с ее матерью вместо того, чтобы раздражаться на бесконечные придирки, она старалась сосредотачиваться на лучших качествах своей подопечной, к примеру, на ее любви к чистоте и порядку. И в один прекрасный день это помогло проникнуть в тайники души этой гневливой старушки.
 
Сделанный однажды комплимент о том, что «у Розы Михайловны даже мусор чистый» впоследствии энное количество раз был пересказан и дочери Валентине, и зятю, и лечащему врачу – так этой пожилой женщине не хватало признания и уважения. В одночасье перед чуткой сиделкой открылась глубокая душевная рана – недолюбленный Внутренний Ребенок, который капризничает и кричит в надежде привлечь к себе внимание, пусть даже негативное.
 
«И как после этого я могла обижаться на свою подопечную? – отвечала девушка. -  Мне не оставалось ничего, кроме сочувствия». И это сработало. Чем уважительнее сиделка относилась к душевному миру старушки, тем отзывчивее та становилась. И вскоре уже начала извиняться за свое брюзжание.
 
Данный пример показывает, что практика йоги помогает мыслить ясно, рассуждать здраво, любить смело и жить полноценно. «Благодаря йоге, - пишет признанный мастер Б. К. С. Аенгар. – мы соприкасаемся с божественной радостью творения и делимся этим нектаром счастья со своими близкими».
 
Вслед за этой цитатой хочется упомянуть о еще одной яме – Астейе, призывающей нас делиться и с радостью отдавать. Дословно Астейю понимают как  неворовство,  неприсвоение чего-то, что не дается бесплатно, будь то деньги, еда, одежда или другие вещи. Однако этот термин охватывает более тонкие моменты, ведь украсть можно что угодно: энергию или время, например.
 
В отношении пожилых людей это особенно актуально, так как и того, и другого у них осталось не так много, и наша задача – успеть напитаться мудростью и опытом, которые есть у каждого из них. Напитаться, чтобы прорасти, пустить собственные корни в этой жизни.
 
 Светлана Бочагова (для журнала Health & Lifestyle)