Статьи

Школа естественной грации / Статьи / Мама, роди меня обратно! (В поисках матрицы Счастья)

Мама, роди меня обратно! (В поисках матрицы Счастья)

 
Правда-матка
 
В 1981 году режиссер Марко Феррери снял фильм по мотивам рассказов Чарльза Буковски, где с присущим этому американскому писателю натурализмом и эпатажем оголил главную проблему человека современной эпохи. И для этого ему понадобился один лишь эпизод, который шокирует, вызывает отторжение, но в то же время привлекает и покоряет.
 
Главный герой «Истории обыкновенного безумия» - вечно странствующий поэт, интересующийся неприглядной стороной городской жизни, которая становится для него настолько невыносимой, что он все время от нее убегает: к бутылке или к женщине, а чаще всего – и к тому, и другому одновременно. Так было и с той случайной знакомой, немолодой, грузной, податливой, готовой на все. Она пробудила в герое образ матери, и он попросился обратно. «Все нормально, малыш… иди ко мне…» Конечно же, у него ничего не получилось, но сама попытка запустить обратный процесс родов стала для него терапевтичной. Почувствовав себя желанным и всецело принятым, он разрыдался…
 

Подобно лирическому герою Буковски, каждый из нас старается найти способы возвращения в утробу матери, ведь там безопасно, стабильно и комфортно. Кто-то выбирает для этого дурманящие голову средства, которые на время погружают в состояние спасительного забытья, кому-то больше нравится отправляться в мир «воздушных замков», предложенный искусством, а есть люди, готовые проводят всю жизнь в путешествиях, пытаясь найти свое место под солнцем.
 
Каждый опьяняется, чем может: властью, деньгами, сексом, шопингом и даже религией – и каждый в итоге понимает, что достиг лишь кратковременного удовольствия, но никак не вечного блаженства. 
 
И здесь нет правых и неправых, все мы – дети своего века, которые как будто застряли в «матрице борьбы»: уже покинули теплое насиженное местечко, но еще не протиснулись сквозь родовые пути. Тоскуем по прошлому, в ужасе от настоящего и боимся будущего, хотя все время надеемся, что однажды появится долгожданный свет в конце тоннеля. «Только бы выжить!» - думаем мы, хотя жить, судя по всему, еще и не начинали.
 
Что же делать? Определенно: работать над собой и рождаться как личность. Часто для этого действительно нужно пройти базовые перинатальные матрицы и заново пережить обстоятельства своего рождения. Данный опыт преображает, открывает человеку глаза на собственное предназначение, и, как следствие, придает уверенности в себе, искореняет страхи и позволяет радоваться жизни.
 
Принято считать, что такими темами занимается только трансперсональная психология, а именно – практика холотропного дыхания, которую разработал всемирно известный психотерапевт Станислав Гроф. Однако сам он в своих работах писал, что подобные переживания могут возникать спонтанно, во время различных психодуховных кризисов. А если при этом идет любая психотерапевтическая работа (желательно как на уровне тела, так и на ментальном плане), подсознание включается гораздо быстрее и выдает человеку всю необходимую информацию. 
 
История одной души
 
Так было у Ольги, которая прошла все четыре базовые матрицы в своих снах и каждый раз после определенного жизненного потрясения. Этот процесс занял пять лет и повлиял на выбор профессии, супруга и жизненной стратегии. 
 
«Все началось с того, что моя пожилая соседка попросила навестить в больнице ее сестру и передать ей гостинцы. Как выяснилось, мне было по пути, и я с радостью согласилась. Однако больница оказалась непростой: там лечились умалишенные. Посещение подобных мест - это стресс, особенно, когда сталкиваешься глаза в глаза с душевнобольным человеком. Мне повезло: в них не было агрессии, в них была отстраненность и пустота. Нечто подобное мы наблюдаем в еще неосознанном взгляде новорожденных, и, может быть, именно это сходство отбросило меня к самому началу моей биографии.
Оказавшись дома, я почувствовала дикую усталость и, свернувшись на диване в позу эмбриона, заснула. В какой-то момент в мой сон ворвался свет. Он был все ближе, ближе и захватывал все видимое пространство, которое и двигалось, и находилось в неподвижности. Представьте себе: это возможно! Потом я почувствовала тепло… «Оно – там или во мне? Похоже, что везде…» Легкость… «Она – извне или изнутри? Похоже, что отовсюду»… И тут я поняла: я и оно слилось воедино. И вместе мы – бесконечное Положительное: добро, любовь, гармония, свобода…»
 
Ольга долго не могла понять, что с ней случилось, и лишь через несколько лет этот вопрос разрешился благодаря книге С. Грофа «Холотропное сознание», где были следующие строки: «Когда у нас бывают такого рода переживания, мы чувствуем, что столкнулись с измерениями реальности, относящимися к высшему порядку. Этот важный аспект первой базовой перинатальной матрицы (БПМ-1), часто описываемый как глубокое чувство космического единства и экстаза, тесно связан с переживаниями, которые могли возникать у нас в «хорошей» матке».
 
Справка:
 
Базовые перинатальные матрицы С. Грофа – это наиболее важные этапы процесса родов. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе. 
БПМ-1 относится к внутриутробной связи плода с матерью, к своего рода «симбиотическому единству».
БПМ-2 связана с первой фазой биологических родов, которая характеризуется мышечным сжатием матки, в то время, когда ее шейка еще закрыта. Сопровождается ощущением безвыходности, паникой и страхом.
БПМ-3 соотносится со второй фазой родов, когда начинается прохождение плода по родовому каналу. Вызывает чувство движения к отдаленной цели.
БПМ-4 является матрицей, через которую впервые происходит познание смерти и возрождения, связанное в процессе родов с реальным рождением ребенка. Сопровождается чувством расслабления и освобождения.
 
Прошло три года, и Ольга столкнулась с новым душевным кризисом: она переехала в отдельную квартиру, и в связи с этим в ее подсознании запустился сложный процесс психологического отрывания от матери. На тот момент девушка уже серьезно интересовалась телесными практиками и находилась в психотерапии: танцевально-двигательной, а потом и семейной. И однажды после очередного сеанса ей приснился сон, в котором она восстановила собственный опыт рождения на уровне второй и третьей БПМ.
 

«Я ощутила себя маленьким человечком с непропорционально большой головой. Вокруг все вроде бы как всегда: тепло, уютно, но несколько беспокойно. Далее – замешательство. Что-то произошло, почему-то так сильно сдавливается лоб, виски и затылок. Чувствую, как мое тельце подвергается атаке со стороны. Рай становится адом. Я начинаю задыхаться, и мне очень страшно…. Просыпаюсь и никак не могу откашляться. Ужас охватил меня даже наяву, но я не сдалась. Снова закрыв глаза, я очень скоро погрузилась в сон и увидела сцену насилия, как выяснилось, характерную для третьей перинатальной матрицы. Я наблюдала ее со стороны, и меня охватывали противоречивые чувства: отвращение и возбуждение, жалость и агрессия…Странно, но эта жуткая ночь дала мне надежду на лучшее. Видимо, потому что в БПМ-3 шейка матки уже раскрылась».
 
Из рассказа Ольги понятно, что она испытала почти все, что связано с родовой деятельностью ее матери: тревогу во время схваток и ярость борьбы в процессе прохождения по родовому каналу. Теперь ей оставалось только одно: появиться на свет. 
 
Это случилось через несколько месяцев, когда Ольга пережила еще один стресс, связанный с устройством на новую работу, где она так и не смогла почувствовать себя частью коллектива. И начало ее сна полностью подтверждает это. 
 
«Я увидела группы людей: одни выглядывали из окон своих домов, а другие стояли на улице. Я была среди последних, одинокая, растерянная. Мое беспокойство увеличилось, когда я заметила, что на всех нас надвигается пламя. Началась паника, и каждый метался из стороны в сторону, но бежать было некуда. Мгновение – и ничего нет. А потом я увидела себя восстающей из пепла. Вокруг было очень красиво, как будто весь мир претерпел тотальное обновление. Бестелесная, почти прозрачная я висела в воздухе и оглядывалась вокруг, встречая улыбкой такие же воспарившие души. «Так чего же мы все боялись? Ведь жизнь не заканчивается, она трансформируется!».
 
Далее я заметила, что рядом со мной летает женщина с ребенком, одетая во все белое, излучающая спокойствие и дающая поддержку. По сравнению с ней я казалась такой неуклюжей, сталкивалась с предметами, неумело переворачивалась, однако мне не было больно, и я понимала, что еще только учусь. Учусь жить, в гармонии с собой и окружающим миром». 
 
Прокомментируем данный сон цитатой из книги С. Грофа «Космическая игра»: «Вслед за переживанием полного уничтожения нас захлестывают видения света сверхъестественной яркости и красоты, который обычно воспринимается как нечто священное. <…> В то же время мы переживаем захватывающую встречу с архетипической фигурой Великой Богини-Матери или с одной из ее форм, относящейся к той или иной культуре». 
 
Итак, БПМ-4 пройдена, и очень скоро жизнь Ольги стала налаживаться: она бросила ненавистный офис и открыла собственное дело, благодаря чему встретила будущего мужа и выстроила с ним теплые, доверительные и крепкие отношения. А главное – осознанный опыт появления из материнского чрева позволил ей не бояться процесса родов, что очень помогло, когда устремился на свет ее собственный ребенок: «Я понимала, что ему гораздо страшнее, чем мне».
 
Хочу на ручки! 
 
Итак, мы плавно подошли к вопросу о том, что может сделать мать для ребенка, а потом и взрослого, который потерял связь с безмятежностью ее утробы и попал в мир, где надо добиваться, находить, преодолевать и при всем этом чувствовать себя счастливым.
 
Роды – это процесс физического отделения ребенка от матери, и чем спокойнее она их воспринимает, тем больше уверенность малыша в том, что жизнь вне матки не является опасной. 
Далее, пока ребенок не начал ползать, вступает в силу «ручной период» его существования. В объятиях матери он чувствует знакомое тепло, слышит стук ее сердца и нежится на волнах ее дыхания – все это напоминает о покинутом рае и вызывает чувство умиротворения. 
 

В революционной книге «Как вырастить ребенка счастливым? Принцип преемственности» психолог Жан Ледлофф пишет: «На руках у матери ребенок чувствует, что все так, как должно быть. О себе он ничего не знает, кроме ощущения своей правильности, привлекательности и желанности. Без этого убеждения человек любого возраста ущербен: он не верит в свои силы, чувствует себя обделенным, ему не хватает спонтанности и грации». 
 
Не правда ли, это не соответствует распространенному мнению, что ребенка нельзя «приучать к рукам»? Многие матери, накормив и удовлетворив иные потребности малыша, оставляют его в кроватке, пытаясь таким образом воспитать самостоятельность. А потом из этих детей получаются взрослые, склонные к различного рода зависимостям. 
 
Исследовав быт индейцев племени екуана, Ж. Ледлофф увидела совсем противоположное обхождение с младенцами: матери не выпускали их из рук, даже когда занимались домашними делами, создавая таким образом условия для здорового психологического отделения от себя впоследствии. 
 
Ребенок, которого часто держат на руках, может сделать выбор: или постоянно ассоциативно возвращаться в утробу матери, или жить здесь и сейчас, познавая мир, в котором столько удивительного. Между тем, у малыша, который страдает от одиночества в кроватке, этого выбора нет, и он проносит чувство неудовлетворенности через всю свою жизнь.
 
Что же делать цивилизованным, уже взрослым людям, если в раннем детстве они недополучили любви и теперь все еще мечтают вернуться туда, где их давно нет? 
 
Мать может восполнить базовый холдинг (физическое и психологическое удерживание ребенка) с помощью душевных разговоров, проявления искренней эмпатии и ненавязчивой заботы.
 
Для самого ребенка, ставшего взрослым, но имеющим проблемы во взаимоотношениях с матерью, психотерапия предлагает обращение к здоровой части его личности, которая несет ресурс для преодоления негативного опыта. Фактически человек создает «хорошую мать» в себе самом: формирует любящее отношение к себе – основу для благополучных отношений как в семье, так и в делах. 
 
Средства, используемые терапевтом, зависят от того, в какой парадигме он работает. Психоаналитик будет использовать метод свободных ассоциаций, формировать перенос и контрперенос. Двигательная терапия начнет исследование с мышечных зажимов и блоков. Гештальт-терапевты будут работать с выражениями чувств, используя включение клиента в значимую для него ситуацию с помощью рисования или обращаясь к воображаемому собеседнику на «пустом стуле». Психодраматисты разыграют травмирующую сцену, меняясь ролями и «переписывая финал». И при упорной, поступательной проработке он обязательно будет счастливым!
 
На заметку!
 
Если в вашей жизни все достаточно гармонично, и вы не ищете от нее укрытия, то кратковременное возвращение в «потерянный рай» может быть даже полезным: оно позволит расслабиться и восполнить запас энергии. Обеспечить его можно следующими способами:
 
1) Различные варианты соприкосновения тела с водой (теплая ванная, СПА-процедуры, ныряние и проч.)
2) Медитация или занятия, требующие полного сосредоточения вроде китайской каллиграфии или рукоделия (дает переживание спокойного ума)
3) Бодиворк (мягкая работа с телом, нечто вроде массажа, но без манипулирования – воспроизводит опыт соприкосновения с околоплодным пузырем и маткой)
4) Игра на этнических инструментах вроде барабана и шаманского бубна, погремушек и прочей перкуссии (напоминает стук сердца матери и звуки перистальтики ее кишечника, а также работу иных органов)
5) Спонтанный танец (позволяет действовать исходя из мышечных импульсов, как это делает ребенок, когда начинает толкаться в животе матери).
 
Светлана Бочагова
 
В статье использованы картины художника Andrew Gonzalez