Статьи

Школа естественной грации / Статьи / Муладхара - мост между мирами (Чакравидья и Танцевальная терапия)

Муладхара - мост между мирами (Чакравидья и Танцевальная терапия)

 

Всем практикующим йогу известно, что Муладхара – это корневая чакра, отвечающая за тему выживания, безопасности и устойчивости в этом мире. Муладхара – это уверенное «Я есть».
 
Попробуйте сказать это про себя. Кто-то сделает утверждающий жест рукой, кто-то топнет ногой, кто-то расправит плечи и выставит грудь вперед. В любом случае вы почувствуете Силу, силу собственного присутствия. 
 
Это – в том случае, если ваша Муладхара в порядке. Если же она разбалансирована, то уверенно сказать эту фразу вы не сможете или, если сможете, сами себе не поверите. Захочется плакать. Будет ощущение бессилия и зависимости от кого-то. И вместо того, чтобы расправиться, войти в вертикаль, вам захочется сжаться и принять горизонтальное положение. Иными словами, стать эмбрионом, которому только предстоит узнать, что он есть.
 
Муладхара затрагивает тему нашего рождения, как физического, так и психологического, а вместе с ним – и тему границ. Причем на уровне экзистенциальном, ведь там, где имеет место ощущение «Я есть», всегда есть страх того, что «Меня нет». И чем сильнее этот страх, тем ярче потом ощущение собственного присутствия. Человек, узнавший о том, что тяжело болен, прекрасно знает об этом. Страх «Меня нет» заставляет его искать способы выздороветь, а значит, утвердить свое «Я есть».
 
Тот же самый страх движет нами во время родов: когда матка начинает сокращаться, плод испытывает беспокойство, потому что границы, в которых он находился, ведут себя агрессивно, выталкивая его мир, которого он не знает. Страх, чувство беспомощности, паника – все это чувства, знакомые нам еще до рождения. Однако в какой-то момент они сменяются яростью, желанием бороться и идти до конца. Так начинается жизнь. Так рождается человек. И он кричит об этом во все горло.
 
Теперь вы понимаете, почему каждый раз, когда нам хочется утвердить себя, обратить внимание на то, что «Я есть», внутри возникает непреодолимая потребность кричать? И еще важнее – потребность быть услышанным. Мы вышли из симбиоза, и мы стремимся быть в симбиозе. 
 
Ребенок вышел из матери, доказал свое «Я есть» и вернулся в ее объятья. Далее человек растет в семье, потом отделяется от нее, развивается как личность, обретая свое «Я есть», и возвращается в семью, уже свою собственную. И потом проживает все это заново со своими детьми, внуками и правнуками, углубляя через них ощущение «Я есть». То есть движение происходит не по кругу, а по спирали, спирали эволюции Духа.
 
Но давайте остановимся на теме границ. Когда ребенок проходит по родовым путям, он ощущает их всем телом. После родов через каждые три месяца площадь соприкосновения с границей становится все меньше: сначала ребенок научается держать голову, потом отрывает от пола локти, затем становится на четвереньки, садится, а потом и встает. Ощущение «Я есть» он получает теперь в основном через руки, которые трогают предметы, и через ноги, которые постоянно находятся в контакте с полом. Конечно есть еще язык, уши, глаза, которые также воспринимают информацию и дают ребенку ощущение «Я есть», но мы сейчас рассматриваем только те части тела, которые отвечают за тактильное восприятие. 
 
Итак, площадь человеческого тела, которая в бодрствующем состоянии постоянно ощущает внешний мир и, соответственно, через это ощущает самое себя, невероятно мала: в основном это стопы ( в положении стоя) и ладони(при условии, что мы что-то делаем). Возможно, именно поэтому мы так устаем долго стоять: нам становится скучно, а скука часто вызывает тревогу и напряжение. 
 
Сидя мы испытываем бОльшее соприкосновение с границей, ощущение собственного присутствия становится ярче, и мы расслабляемся. Лежа – так вообще засыпаем, то есть наше ощущение «Я есть» на телесном уровне становится таким сильным, что переходит в «Меня нет». И здесь уже нет страха, потому что ощущение отсутствия возникает не из Муладхары (нижнего энергоцентра), а из Сахасрары (верхнего энергоцентра) – чакры слияния с Космосом. На самом деле они не так далеко друг от друга, как нам кажется. На ум приходит древний образ змеи, кусающей свой хвост, где хвост – Муладхара, а голова – Сахасрара. 
 
Похоже, все практики чувственного сознавания построены именно по этому принципу: максимальное прочувствование собственного физического тела - его тотальное расслабение и выход за его пределы. Это как если бы мы снова стали младенцами , то есть снова почувствовали окружающий мир всем телом и даже вернулись в утробу матери.
 
Если вы были на сеансе массажа, то хорошо знаете эту схему. Через руки массажиста (которые обеспечивают вам границу) вы отчетливее воспринимаете собственное тело, возникает ощущение «Я есть», и по мере того, как увеличивается прорабатываемая массажистом площадь вашего тела, возрастает и степень расслабления, а вместе с ним приходит сладкое «Меня нет». 
 
В случае, когда мы практикуем что-то без партнера, работа с границами выглядит по-иному. Мы направляем внимание не вовне, а во внутрь. И чем больше процессов мы отслеживаем в различных частях тела, тем больше расслабляемся и отпускаем себя. Итог – тот же: чувство умиротворения, наполненности и неги. 
 
Зная обо всех этих нюансах, на своих занятиях восточным танцем я предлагаю ученицам не только почувствовать то или иное движение из глубины (то есть наблюдать процессы внутри тела), но и отразить его на плоскости (то есть увидеть, что происходит снаружи). Для этого мы используем схематичное изображение движений танца на бумаге, а потом разбираем его, опираясь на принципы сакральной геометрии. И вот тут случается открытие: внешнее пространство снова выворачивается вовнутрь и дает представление о самых глубинных процессах в психике танцующей художницы. 
 
Приходит понимание того, что так же, как земля – опора для наших ног, так же и ощущение « Я есть» - это опорное, базовое ощущение в нашей жизни. И только из него возможны остальные: «Я хочу» (Свадхистана), «Я могу» (Манипура), «Я чувствую» (Анахата), «Я выражаю» (Вишуддха), «Я знаю» (Аджна), «Я растворяюсь» (Сахасрара).
 
Светлана Бочагова