Статьи

Школа естественной грации / Статьи / Я и Другие: от чего зажигается Манипура? (Осознанное Родительство, Чакравидья и Психология)

Я и Другие: от чего зажигается Манипура? (Осознанное Родительство, Чакравидья и Психология)

 

У каждого из нас есть свое невидимое пространство существования, а у этого пространства, в свою очередь, есть границы. И чем лучше у нас отношения с другим человеком, тем мягче и гибче для него эти границы, тем более восприимчиво для него наше пространство. 
 
Для того, чтобы то, о чем я говорю, не было очень абстрактным, приведу пример.
 
В этом году мы с мужем будем отмечать пятилетие со дня нашей свадьбы, и я, к своей радости, заметила, что мое место за общим обеденным столом изменилось: раньше мне было комфортно сидеть напротив, а сейчас - рядом, гораздо ближе, чем раньше. 
 
Наверное, это связано с повышением уровня доверия между нами: сидя напротив, восприятие идет через зрительный анализатор, так легче контролировать, а вот находясь рядом, акцент идет на чувствование. И если между людьми есть принятие, то положение бок о бок расслабляет, ощущается слияние границ, и становится хорошо. Если же этого нет, возникает желание быстрее отстраниться и всячески укрепить собственный "кокон".
 
Когда у нас появляется это невидимое пространство?
 
По моим наблюдениям, оно начинает оформляться вместе с процессом осознания себя в отдельности от других. Тема "Я и Другие".
 
В принципе это происходит с самого рождения: сначала на уровне тела (ребенок постепенно научается распознавать импульсы, исходящие от мышц, связок, внутренних органов и понимать, что это происходит именно с ним и ни с кем другим), потом пространство выходит за рамки тела, ребенок наблюдает за другими и старается подражать.
 
Далее ему необходимо узнать, а где же находятся границы его пространства, и он начинает конфронтацию со взрослыми, которые дают ему понять, что у них самих тоже есть такое же пространство с границами. Со стороны это выглядит как будто ребенок делает все наперекор и противопоставляет себя всем на свете, но на самом деле он ищет подтверждения, что он - такой же, как и остальные люди. Мамы детей 3-5 лет меня поймут. 
 
Именно в этом возрасте мы начинаем водить детей в развивающие центры, записывать в творческие студии и прочее. Это продиктовано потребностью малышей в общении, через которое они и узнают размеры своего пространства.  Заметьте, что первое время дети играют не друг с другом, а просто поблизости друг от друга. У каждого есть свой фантазийный мир, в который никто не должен вмешиваться. Это есть выражение того самого невидимого пространства в жизни.
 
В последствие наблюдается следующее: дети зачастую напористо вмешиваются в игру друг друга. Так они исследуют уже не только свои границы, но и чужие, и по реакции другого ребенка получают подтверждение, что они похожи друг на друга. И только после всего этого при условии личной симпатии может возникнуть обоюдная игра. 
 
То есть мы видим, что настоящая социализация ребенка невозможна, если он не знает, кто он и на что способен (формирование «Я-концепции»). И здесь мы попадаем в резиденцию чакры Манипуры, которая отвечает за «Я могу и делаю». Так как у детей пока нет чувства меры, то их бросает из крайности в крайность: они часто демонстрируют то поразительную смелость, то ниоткуда взявшуюся трусость. Родителей это сбивает с толку и часто они делают преждевременные выводы о характере своего ребенка. 
 
Первый энергетический виток
 

Дело в том, что на протяжении всей своей жизни человеку приходится миллионы раз проходить через влияние того или иного энергетического центра.  Давайте начнем с внутриутробного периода. Там у ребенка впервые активизируется самый нижний энергоцентр  - Муладхара. Она отвечает за «Я есть» (жизнь). Уже в матке женщины малыш начинает изучать себя, свои ручки и ножки, сосет пальцы, глотает околоплодные воды и икает, определяет, какие они на вкус, и если не нравится, морщится. Все это дает ему представление о том, что он реален, что он существует. 
 
Процесс родов делает это ощущение очень ярким, потому что сокращения матки (схватки) нарушают привычное спокойствие и вызывают страх, что «Я есть» сейчас закончится.  Все это – активизация Муладхары.
 
Далее у ребенка инстинктивно появляется сильное желание жить. Здесь мы можем наблюдать пробуждение Свадхистаны – второго энергетического центра, который отвечает за «Я хочу» (жить). 
 
Третий этап – борьба за жизнь, прохождение через узкий родовой канал. Вот тут-то и вступает в силу «Я могу» (жить), «Я делаю» (ради жизни). Становится активной чакра Манипура. Эта чакра учит нас не только стойкости, но еще и умению ждать. Ждать и какое-то время находиться в обстоятельствах, которые нас не устраивают. Это связано с тем, что в большинстве случаев шейка матки открывается не сразу, а постепенно. 
 
Но как только раскрытие произошло, у ребенка появляется надежда выбраться из стрессовой ситуации – пробуждается четвертая чакра, Анахата, которая отвечает за «Я рад»(жить), «Я открыт» (жизни). 
 
Появившись на свет, малыш кричит, тем самым активизируя еще одну чакру – Вишуддху, которая отвечает за «Я выражаю себя» (в жизни).
 
Затем, когда малыш уже в другой среде, идет процесс анализа происходящего, и пробуждается шестая чакра, Аджна, которая отвечает за «Я знаю», «Я понимаю» (жизнь). 
 
После анализа происходит синтез, и с активизацией седьмой чакры Сахасрары у малыша начинается процесс обобщения – «Я делаю выводы/Открываю закономерности» (жизни). 
 
А после этого энергия возвращается в исходную точку, к Муладхаре, но течь начинает не с нуля, а с учетом приобретенного душой опыта и сделанных выводов. То есть это – движение по спирали, направлению, которому отводится почетное место в сакральной геометрии. Но это отдельная тема для разговора. Мы же вернемся к вопросу незримого пространства нашего существования.
 
Если роды прошли нормально, и ребенка сразу после рождения положили на живот мамы и позволили взять грудь (этот момент важен для того, чтобы на уровне раскрытия Сахасрары малыш сделал правильные выводы: «В новой среде тоже хорошо»), то мы можем говорить о том, что первый виток своего энергетического развития ребенок завершил и тем самым обрел собственное невидимое пространство, отдельное от мамы.  
 
Под нормальными родами я подразумеваю не столько способ появления ребенка на свет (естественным путем или оперативным), сколько «нормальность» состояния матери по всем чакрам во время родов, которую можно выразить  одной фразой примерно так: «Я есть рожающая, и я хочу и могу радоваться и открываться тому, кто приходит через меня, дает мне Знание и Духовную Силу». 
 
У меня в жизни роды были дважды, и дважды оперативные. В первый раз в силу определенных причин я была разбалансирована по чакрам, во второй – достаточно гармонична. И сейчас я вижу, как это повлияло на характер моих дочерей.  Именно на уровне тех чакр, которые в процессе беременности и родов были у меня в «раздрае», сложнее всего идет развитие энергетики моей старшей дочери. Это можно назвать зацеплением двух пространств, моего и ее. То есть необходимого отделения, которое должно происходить во время родов, у нас не случилось, и это дало начало не очень здоровой привязанности, которую лучше назвать «привязкой». 
 
По каким чакрам был дисбаланс? Учитывая, что когда из строя выходит одна из них, нарушается и общая картина, то по всем. Но началось все с Манипуры: так как роды были преждевременными, возникло суждение: «Со мной что-то не так» (читай: «не так, как с другими»). А это тема «Я и другие», с которой я начала повествование и к которой постепенно возвращаюсь. 
 
Разбалансированная Манипура повлияла и на другие чакры: «Я в опасности» (Муладхара), «Я путаюсь в желаниях» (Свадхистана), «Я закрываюсь» (Анахата), «Я замолкаю» (Вишуддха), «Я не понимаю» (Аджна), «Я в ступоре» (Сахасрара). Вот так, как карточный домик, мы можем рассыпаться из-за одного лишь деструктивного суждения. 
 
Ребенку, который все чувствует, это передается, и на данный момент, когда моей старшей дочери 4 года, и активно началась ее социализация, мне стало заметно, что у нее есть кое-какие проблемы на уровне Манипуры, которые сейчас корректируются мной с помощью Рэйки. Конечно, что-то я замечала и раньше, но просто не знала, с чем это связать, ведь ответы не всегда приходят сразу, и чаще всего нам приходится много работать, чтобы их получить.
 
Например, меня всегда настораживало, что встретив перед собой препятствие, моя старшая дочь пасует и уже не хочет продолжать то, что начинала. Теперь мне понятно, что как только у нее переставало что-либо получаться, она выносила суждение: «Со мной что-то не так» и это блокировало ее. Никакие уговоры с моей стороны на нее не действовали. Да и как они могли подействовать, если долгое время я сама не могла разобраться с этим суждением, потому что причину преждевременных родов мне не мог объяснить ни один врач. 
 
Все встало на свои места, когда пришло время появляться на свет моей младшей дочери. Вот тогда-то и пролился свет на первые роды, причины были поняты, и жить стало легче. Однако понять на уровне ума – еще не значит избавиться от проблемы. Ее предстояло заново прожить на телесном уровне, потому что кесарево сечение в обоих случаях у меня было экстренным, а это значит, что физиологические механизмы, отвечающие за родоразрешение, уже успели включиться, процесс пошел, но его резко оборвали. 
 
Для ребенка это неплохо: он хоть немного побыл в схватках, и не был настолько шокирован новым миром, как если бы это была плановая операция. Но для женщины такой вариант очень травматичен, потому что остается чувство незавершенности чего-то очень важного. Оно остается именно в теле, женщина может этого не осознавать. Здесь нам приходят на помощь различные телесно ориентированные и даже тантрические практики, помогающие «закрыть» роды.
 
Как определить, что роды «закрыты»? Если отмечая очередной День Рождения ребенка в вашей душе есть только радость, то все в порядке. Но если к этой радости примешивается боль, сожаление, а воспоминания о моменте родов окрашены очень ярко, в том числе и эмоционально ярко, это значит, что раны еще кровоточат. И поверьте, время их не залечит. Я знаю это наверняка, потому что только 4-й День Рождения моей дочери был встречен как полагается – с чистой радостью, и ничего лишнего.  
 
И только сейчас я, наконец, увидела ее в отдельном пространстве, хотя «зацепки» между нами еще остаются, но это уже вопрос моей духовной практики.
 

Как определить, что у мамы и ребенка есть проблемы, подобные нашим, а именно – проблемы на уровне личностных пространств?
 
Самый верный признак заключается в следующем: если маму и малыша связывает какая-то общая беда, которая заставляет их цепляться друг за друга. Это могут быть не только сложные роды, а, например, ситуация, когда женщину после родов бросает муж, или умирает родственник, который играл бы очень важную роль и для женщины и для ребенка, и проч. 
 
Все это заставляет женщину сильнее, чем нужно, погружаться в ребенка и искать в нем изъяны (потому что когда-то что-то пошло не так), переживать из-за этого и накручивать себя , и в какой-то момент она сама может почувствовать, что в ее внутреннем пространстве ребенка стало слишком много, и это мешает ей заботиться о нем. То есть она так много беспокоится о нем внутри, что ей уже не хватает сил заняться им здесь и сейчас. А ведь надо! Она начинает делать это через силу, теряя огромное количество энергии и не получая при этом никакого удовольствия. 
 
Ребенок тоже чувствует себя отягощенным, потому что в его пространстве оказалось слишком много мамы, и уже нет места для того, чтобы развернуться самому. Это – со-зависимые отношения, которые еще никому не принесли счастья.  Ситуацию необходимо менять, пусть не за один день, а годами, но делать это надо, потому что и мы, и наши дети можем быть довольны жизнью только тогда, когда получим освобождение и гармонизируемся. 
 
Я хочу поделиться одним хорошим методом, подсказанным мне Рэйки.
 
Для человека, которого, как мы считаем, много в нашем внутреннем пространстве, отводим в воображении одну комнату, не очень большую, но просторную. Там, кроме стен и окон, практически ничего нет, и эта комната залита светом, потому что называется она "Комната благости". Правило пребывания в ней: "Намерение всегда позитивно". 
 
Что это значит? Это значит, что если кто-то что-то делает плохо, то это не от того, что он плохой, а от того, что ему чего-то не хватает, любви, например. То есть он стремится к позитивному, но часто выбирает путь плохих поступков. Как дети, которым не хватает внимания, и они начинают провоцировать взрослых своим неадекватным поведением.
 
В отношении самого себя тоже работает это правило, то есть вы понимаете свои позитивные намерения, даже если что-то делаете плохо. И прощаете себя. И вас тоже прощают. В этой комнате люди общаются только на языке любви и дают друг другу то, что им необходимо.
 
 Тут можно переписывать сценарии уже свершившихся событий, целовать и обнимать, в общем, открываться. И еще очень важный момент: с тем человеком, которого, как вы определили, для вас много, взаимодействие происходит только в этой комнате. Вы мысленно его туда приглашаете и общаетесь.
 
 Когда это войдет в привычку, в повседневности, как только в отношениях будет намечаться какой-то накал, нужно сразу возвращаться в эту комнату. Это позволит прямо во время назревающего конфликта видеть позитивные намерения, скрывающиеся за агрессией или чем-то другим. И, соответственно, постепенно, ПОСТЕПЕННО, будут менять и эмоциональные реакции, связанные с этим человеком.
 
Приведу пример из наших будней. Однажды зову старшую дочь обедать. Она, как обычно, медлит и к тому же еще и прячется, приговаривая: "Забери Соньку!" Это значит, что ее надо взять на руки и понести. Я этого давно не делаю, она уже тяжелая, а вот муж иногда принимает это за игру и идет на поводу у дочери. Зову несколько раз – делает вид, что не слышит. 
 
Меня, конечно, это уже начинает раздражать, потому что всплывает старое,оставшееся еще с даты ее родов, суждение «С ней и со мной что-то не так», но я приказываю не ей, а себе: "В комнату!" (ту самую, Комнату Благости) И тут же вспоминаю, что за всем и всегда кроется позитивное намерение. И мне показывают, какое: это началось, когда появилась Любаша, младшая сестра Сони, а ее ведь берут на руки, относят на кухню и кормят из ложечки. То есть за всем этим «заигрыванием» было желание быть маленькой, получать заботу и любовь. 
 
Дальше, естественно, меняется моя стратегия поведения. Меня уже отпускает раздражение, и я говорю: "У Сони есть ножки?". Она тоже переключилась со своих комплексов: "Да". Я: "Давай этими ножками потопаем на кухню и покушаем". Было такое чувство, что она тоже борется с собой, то есть ее комплексы борются за свою позицию, но пререканий больше не было: она, пусть и медленно, но все-таки пошла обедать…
 
Светлана Бочагова