Статьи

Школа естественной грации / Статьи / Вишуддха и ее роль в материнстве (Осознанное Родительство, Чакравидья и Психология)

Вишуддха и ее роль в материнстве (Осознанное Родительство, Чакравидья и Психология)

 

Да-да, это что-то похожее на "Я есть", которое дает Муладхара, но уже более высокого порядка. И на этой высоте находится способность выражать присутствие, подбирать для этого определенные методы (слово, танец, музыка, живопись – все это, что по сути своей так похоже на первый крик младенца, – есть выражение человеческого присутствия и одновременно с этим – присутствия в нем Божественного). 
 
Вишуддха – это первая из семи чакр, в которой начинает заниматься рассвет сознания. Именно здесь все те эмоции и желания, которые зарождаются в нижних чакрах, облекаются в слова и контролируются (или не контролируются). 
 
Для матерей вопрос о том, как обуздать свои чувства, возникающие в процессе взросления ребенка, будет актуальным всегда, потому что взросление невозможно без кризисов, а кризисы – без «перетряхивания» души. 
 
Как только ребенок встал на ножки (а к году уже большинство детей это делают) – готовьтесь к своим первым испытаниям: малыш еще не знает себя, но уже считает себя человеком. Он вертикализировался. Он может ходить так же, как и мы, взрослые. Это делает ему честь и…рождает амбиции. Теперь он будет настаивать на своем, биться в истериках и испытывать вас на прочность. 
 
Родителей, далеких от педагогики, все это поначалу шокирует и раздражает. Их самих очень легко вывести из себя. Однако если в семье в дальнейшем появляются еще дети, этот период уже не кажется таким кошмаром, потому что сами взрослые перестали чувствовать собственную беспомощность и знают, как реагировать на малыша в такие моменты. 
 
Чувство беспомощности – это враг №1 для каждого родителя, потому что оно запускает гнев. 
 
Давайте рассмотрим подробнее, как это происходит. Если человек попадает в новую для себя и стрессовую ситуацию, когда необходимо побыстрее что-то решать, а у него нет опыта в подобном вопросе, очень быстро включаются «кнопки» «Я не знаю»(дисбаланс на уровне Аджны), «Я не могу» (дисбаланс на уровне Манипуры), «Я не такой, как надо» (дисбаланс на уровне Свадхистаны). 
 
После этих отрицательных установок на очень глубинном уровне просыпается древний страх несоответствия, который живет в Муладхаре. Это древний страх оказаться вне стаи, вне общины, страх стать изгоем. Таким образом, на уровне корневой чакры мы приходим к заключению: «Я в опасности», и это ставит под вопрос наше существование, наше «Я есть». 
 
А теперь интересный момент: как я писала выше, на уровне верхних чакр тоже есть энергетический центр, отвечающий за присутствие в этом мире – Вишуддха. Она-то и вытаскивает нашу энергию, которую мы своими отрицательными установками блокируем в нижних чакрах. Вы ведь заметили, что когда нам страшно, то хочется кричать?
 
Все дело в том, что наше тело, как грубое (физическое), так и тонкое (психическое) всегда стремится к развитию и балансу. И если оно получает сигнал о том, что где-то возникла проблема, то обязательно находит способы ее решить. Как известно, страх – очень сильное чувство, которое парализует, словно осьминог, связывает нас своими щупальцами по рукам и ногам, и наша энергия теряет способность двигаться выше. 
 
Мы чувствуем себя беспомощными и начинаем кричать. Но не только для того, чтобы получить поддержку. Посредством крика мы, подобно барону Мюнгхаузену, вытаскиваем себя за волосы из болота. Как это происходит? 
 
Как только мы начали кричать, наше внимание переключилось на собственный голос. А куда внимание, туда и энергия. С этого момента она уже не заперта в области Муладхары, она поднялась выше, к Вишуддхе. Крик – заявление о присутствии в этом мире, страх – допущение отсутствия в нем. «Меня нет» трансформируется в «Я есть».
 
Если мы уберем из контекста тот факт, что люди, оказавшиеся в стрессовой ситуации, это родственники и близкие люди (в данном случае ребенок и мама с папой), то мы увидим, что один из них – агрессор, а другие – трясущиеся от страха жертвы, которые, впрочем, хотят жить и защищаются. Хотя бы криком. 
 
А теперь вспомните, кто из них кто. Вот такая получилась карикатура. Всем страшно, и все орут. Потому что являются зеркалами друг друга: взрослеющий ребенок не понимает, какие процессы происходят в нем, не может с ними справиться и впадает в гнев, а неопытные родители, наблюдая все это, не в силах справиться со своими глубинными общечеловеческими реакциями. 
 

Тут еще нельзя упускать из виду тот факт, что к примеру, матерям в первый год жизни малыша просто невозможно избежать слияния с его чувствами, ведь от этого зависят своевременные ответы на его нужды, а значит, полноценный рост и развитие. 
 
Кризис первого года – это первый «звоночек» для всех мам, что приходит пора постепенно отделяться от ребенка, учиться различать, где его пространство, а где ваше. Но, как вы уже поняли, и в своем собственном внутреннем пространстве нас ждет немало «ловушек», падая в которые мы опускаемся на самое дно своей души и выныриваем оттуда с помощью крика и брани. Неужели нельзя по-другому? Ведь рядом с нами самое родное существо на свете – ребенок.
 
Сегодня написано огромное количество книг и статей о том, как не кричать на своих детей, и в этих статьях и книгах предлагается масса способов управления своим гневом. Все бы хорошо, если бы не печальный парадокс: чтобы применить все эти многочисленные методы, сначала надо осознать гнев. А это-то и есть самое сложное, потому что Аджна уже заблокирована, причем с самого начала конфликта. А если у родителя хронический недосып и депрессия, то тут вообще невозможно говорить о каком-то осознании и контроле. Так что же делать?
 
Я расскажу вам о своем опыте, и, кто знает, может, это станет и вашим методом очищения себя от «негатива». 
Выработать этот метод мне помог восточный танец. Когда я задумалась о том, какое его движение пробуждает Вишуддху, то пришла к выводу, что это – вращения. Если человек делает их впервые, то, как правило, «закруживается»: в глазах все плывет, в горле – ком и тошнота, а все существо охватывает тревога. Это – страх упасть, который можно уравнять со страхом несоответствия. По чакрам происходит примерно такой же дисбаланс, как и в ситуации, описанной выше. 
 
Вообще вращения – это замечательная практика очищения и последующей за ним трансформации. Древние суфии, к примеру, очень хорошо знали об этом. 
 
Когда ученицы спрашивают меня о том, как удержать равновесие, первое, что я (как и другие хореографы) советую – это держать глазами «точку» на каком-то предмете из внешнего мира. И – что еще важнее – выровнять свое тело по оси позвоночника, сгруппироваться. 
 
Иными словами, необходима концентрация внимания и собранность. Новичкам это помогает почувствовать не только свою физическую выстроенность, но также свой психологический стержень. Очень важно понять, что вы, ваша постоянная, неподвижна, а все вращение происходит вокруг нее. Вращаетесь не вы, вращается что-то вокруг вас.
 
А теперь вернемся к нашей сцене с маленьким ребенком, который капризничает и тем самым выводит родителей из себя. Зная всю ту цепочку блокировок, которую устраивает нам стресс и новизна условий, я понимаю ценность «вытаскивания себя за волосы» через Вишуддху. Но, как показывает опыт, набрасываться на ребенка с криками вовсе не обязательно, достаточно строгого и протяжного «Тааааак!». 
 
Это сигнал, как для ребенка (мама злится), как для вас (вы на пределе), так и для вашей энергии (она следует за голосом и поднимается к верхним чакрам, где вы уже способны обдумывать и различать). Также для обоих участников конфликта это сигнал вовремя остановиться. Обычно, когда мои дети слышат это предупреждающее «Тааааак», они ретируются, и у меня появляется возможность сконцентрироваться на своих чувствах и что-то с ними сделать: проговорить, продышать, прорычать, в общем, выразить безопасным для детей образом. 
 
Но даже если малыш зашелся в истерике и остался в поле вашего зрения, высвобожденная через Вишуддху энергия уже может пойти выше, в Аджну, и после сигнального «Тааааак!» у вас гораздо больше шансов остаться в «центре циклона», то есть осознать, что все, что сейчас происходит – вращается где-то вокруг, а вас не затрагивает. 
 
В современной психотерапии есть такое понятие – контейнирование. Простыми словами – это когда ребенок невыносим, а вы его принимаете. Вы настолько выстроены, что вам не страшны чужие эмоции, вы вбираете их в себя без нанесения вреда собственной психике, вы их обрабатываете и перерабатываете, оставаясь позитивно пусты. 
 
Контейнирование – это искусство, которому нужно учиться задолго до беременности, но мало кто из нас это делал, поэтому набираться опыта приходится уже в процессе воспитания родившегося ребенка. 
 
Срывы, безусловно, случаются, особенно поначалу, но если вы развиваетесь, работаете над собой и своими отношениями с ребенком, их будет все меньше, и вот радости от материнства – в разы больше. Не вините себя за незнание и непросвещенность, просите прощения у малыша и делайте выводы. 
 
Задавайтесь вопросами и ищите ответы, но помните при этом: именно такая, какая вы есть, вы и нужны ребенку. Нет необходимости в идеальной маме, есть необходимость в маме живой, потому что дети хотят познавать Жизнь, а Жизнь далеко не всегда гладит нас по головке: она устраивает препятствия и наказывает, она испытывает нас и заставляет стать сильнее. Она – проявление Высшего Закона, Она – сама Справедливость, и если мы следуем ее советам, то научаемся видеть Смысл и чувствовать Благодарность. 
 
Если вы будете осознанно следовать своему Естеству, внутренней Мудрости, если позволите самой Жизни течь через вас, то постепенно к вам придут все навыки Великой Матери, архетип которой так свято хранит наше коллективное бессознательное.
 
Светлана Бочагова